В 2021 году в нашей стране была утверждена стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли. Причем, если раньше главной задачей государства и бизнеса было создание отдельных цифровых сервисов, то сегодня стоит цель – объединить разрозненные системы на единых цифровых платформах, чтобы приблизить эру новой мобильности и на порядок повысить качество транспортных услуг для пассажиров.
Крупнейшие городские агломерации уже накопили много полезных практик, меняющих облик городов и повышающих комфортность общественного транспорта. Сегодня мы расскажем о некоторых из них подробнее.
Помощь водителю
В рамках реализации Транспортной стратегии 2035 в общественном транспорте внедряют системы помощи водителю (ADAS) и системы мониторинга состояния водителя (DSM).
Системы ADAS и DSM повышают безопасность перевозок и снижают количество аварий, происходящих по вине человека.
В Москве установка систем мониторинга состояния водителя на наземном общественном транспорте стартовала в 2019 году. В основе таких систем инфракрасная камера, которая устанавливается напротив водителя и фиксирует изменение его мимики, положения глаз и т.д. Специально разработанные алгоритмы позволяют в режиме реального времени анализировать полученные с камеры данные и оценивать уровень концентрации внимания человека за рулем.
Если водитель отвлекается или утомляется, система активирует звуковую и световую сигнализацию в кабине. Она также обнаруживает признаки усталости и реагирует на использование мобильного телефона или курение водителя во время движения.
Если срабатывает оповещение, диспетчер получает изображение с камеры на свой монитор и проверяет состояние водителя. Когда тревога подтверждается, водителя могут снять с маршрута или направить на дополнительное медицинское обследование.
Опыт Санкт-Петербурга
С июля 2022 года в Санкт-Петербурге появились «умные трамваи».
138 «умных» трамваев для нужд северной столицы поставила компания «ПК Транспортные системы». Заказчиком выступил крупнейший городской перевозчик - СПб ГУП «Горэлектротранс».
В серийную комплектацию трамваев «ПК Транспортные системы» входят и системы помощи водителю. Они могут определять объекты дорожной среды (светофоры, транспортные средства, дорожные знаки, пешеходов и т. д.). На основе этих данных система «понимает» дорожную ситуацию и подает водителю предупреждающие сигналы, если видит, что на путях находится автомобиль, человек или другое препятствие. При отсутствии реакции водителя система самостоятельно принимает решение о начале автоматического торможения.
Система также следит за соблюдением безопасного скоростного режима, не позволяя водителю превысить скорость, предписываемую ПДД и правилами технической эксплуатации вагона на заданном маршруте.
Технический мониторинг
Многие производители транспорта разрабатывают собственные системы диагностики состояния узлов и агрегатов.
Разработка «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) в 2022 году проходила тестирование на электропоездах ЭС2Г «Ласточка» в Московском транспортном узле, а также на высокоскоростных поездах «Сапсан». Система позволяет диагностировать не только техническое состояние транспорта, его отдельных узлов, агрегатов и систем, но и провести диагностику состояния рельсового пути (выявить участки, требующие первоочередных ремонтных работ).
Компания INFOMATIX разработала на базе своей мультисервисной платформы приложение для обеспечения эффективной дистанционной диагностики технического состояния транспорта.
Мы помогаем своевременно выявить все неисправности и предотвратить более серьезные поломки, способные привести не только к лишним тратам, но и к авариям, травмам и даже гибели людей
Узнать больше
Доступность для всех
Расскажем о том, как системы помощи людям с ограниченными возможностями здоровья облегчили доступ в метро Москвы и Санкт-Петербурга.
Доступная среда - это возможность для инвалида самостоятельно планировать свой день и маршрут, возможность добраться туда, куда нужно, при этом не тратить дополнительные деньги и не просить помощи у незнакомых людей. В столице уже больше 10 лет для назад для оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями был создан Центр обеспечения мобильности пассажиров.
Для ориентации слабослышащих на станциях сделаны подвесные, настенные и световые информационные указатели, а на эскалаторах размещены пиктограммы о правилах пользования ими. В вагонах электропоездов имеются схемы, в том числе интерактивные, и правила пользования метрополитеном, а в составах нового образца установлены световые информационные табло. Светящаяся полоса на крае платформы предупреждает об опасности.
Для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров в поездах метрополитена есть голосовое информирование о прибытии к определенной станции. Причем они ведутся разными голосами - мужским голосом объявляются станции при движении к центру города, а женским – при движении от центра. На всех станциях метро размещены турникеты с надписями шрифтом Брайля. Также подвижной состав оборудован местами для инвалидов в колясках, информационными и наддверными табло, световой сигнализацией о закрытии дверей. В метрополитене Санкт-Петербурга действует специализированное подразделение – Дистанция обеспечения мобильности пассажиров. Дежурные сопровождают инвалидов от входа в вестибюль станции до посадки в вагон поезда. Дальше заявка передается дежурному по обслуживанию пассажиров на станции назначения или станции пересадки. Инвалидам на колясках помогают дежурные по обслуживанию специальных подъемных устройств (мобильный лестничный подъемник, стационарный платформенный лестничный подъемник, тележка для перевозки инвалидов-колясочников по эскалаторам метрополитена). Пассажиры могут оформить заявку на сопровождение, позвонив по телефону Информационно-справочного центра метрополитена. Все станции Петербургского метрополитена оборудованы специальными устройствами, с помощью которых инвалиды-колясочники могут беспрепятственно подниматься и опускаться по лестницам и эскалаторам. А вестибюли станций оснащены речевыми радиоинформаторами системы «Говорящий город». На станциях метрополитена (за исключением станций закрытого типа) у края платформы размещена выступающая тактильная линия контрастной (желтой) разметки. Также контрастная разметка выполнена на лестничных маршах станций. Во всех вестибюлях станций метрополитена находятся рельефно-графические схемы метрополитена, выполненные шрифтом Брайля. Предусмотрены информационные знаки для упрощения ориентирования пассажиров — инвалидов по слуху. В вагонах есть световые табло, отображающие название станции прибытия. Все вестибюли станций оснащены индукционными системами, совместимыми со слуховыми аппаратами, работающими в режиме телекатушки (режим «Т»).
If a building becomes architecture, then it is art
FACE PAY
Москва первая внедрила бесконтактный способ оплаты проезда с применением биометрических данных
Система FACE PAY действует на всех станциях столичного метро, МЦК, ж/д направлениях аэроэкспресса и речном транспорте наряду с другими способами оплаты.
Пассажиру больше не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Чтобы использовать сервис, нужно пройти регистрацию в мобильном приложении «Метро Москвы», привязать фотографию своего лица, карту «Тройка» и банковскую карту со средствами для оплаты проезда.
Приоритетный проезд для общественного транспорта
Опыт Санкт-Петербурга
If a building becomes architecture, then it is art
Власти Санкт-Петербурга озаботились тем, как сделать приоритетный проезд для автобусов-шаттлов, следующих в аэропорт Пулково. Помимо этого, пассажирам был предложен эксклюзивный набор сервисов.
Этот проект был реализован при поддержке губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и стал первым подобным в России. Решение, основанное на платформе INFOMATIX, позволило обеспечить для пассажиров дополнительные сервисы.
На медиаэкранах в салоне транслировалась информация о времени прилета и вылета, о стойках регистрации разных авиакомпаний. В автобусах были установлены терминалы для печати посадочных талонов, чтобы сделать процесс прохождения контроля в аэропорту еще более комфортным.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Компанией INFOMATIX была реализована функция приоритетного проезда на базе технологии V2X.
Устройство INFOMATIX V2X передает текущее местоположение и скорость движения и обеспечивает приоритет общественному транспорту при проезде регулируемых перекрестков.
При приближении автобуса к перекрестку, INFOMATIX V2X отправляет сигнал в систему управления перекрестками, которая переключает светофор в режим приоритетного проезда.
Это позволяет сократить время ожидания для пассажиров и повысить эффективность сети общественного транспорта.
Регионы, удовлетворяющие запросы пассажиров, выходят на новый уровень в вопросах качества услуг и безопасности
Компания INFOMATIX – ваш надежный партнер по цифровой трансформации. Мы реализовали успешные проекты в 15 регионах России. Оборудование INFOMATIX работает на всех видах наземного общественного транспорта в более 10 тысячах транспортных средств.